Показать сообщение отдельно
Старый 27.11.2013, 00:17   #50
Rover
Старший Пользователь
 
Аватар для Rover
 
Регистрация: 14.11.2009
Город: г. Жуковский
Регион: 50, 90, 150
Сообщений: 271
Rover is a jewel in the roughRover is a jewel in the roughRover is a jewel in the rough
По умолчанию

Цитата:
По поводу задержек я так и не получил ни от кого внятного ответа (хотя не раз спрашивал про них).
"Сиденье водителя у всех автомобилей находится ближе к одному борту, а пассажира - к другому. Как бы хитроумно ни располагались динамики, формирующие звуковую сцену, с фундаментальной разницей в расстоянии до правого и левого источников звука они совладать не могут. И звуковая сцена оказывается перекошенной.
Казалось бы, невелика беда. Скрутим баланс в противоположную сторону - и дело сделано. Нет, господа, ничего путного из этого ни у кого не выходило и у вас, увы, не получится. Чтобы понять, почему, придется чуть отвлечься от изучения блестящих технологий и заглянуть в темное прошлое нашего биологического вида.
Направленность слуха и способность определять по звуку местоположение его источника - это дело тончайшего психоакустического механизма, развившегося в результате эволюции удачливого охотника класса млекопитающих. Оно, удачливое млекопитающее, из которого потом получились и Бетховен, и Билл Гейтс, должно было в темноте или при ограниченной видимости точно определить направление на добычу или опасность путем быстрой, как на "Пентиуме", обработки звуковых сигналов, полученных двумя (и только) ушами. Правым и левым.
Алгоритм обработки, который позволял про-Бетховену это успешно делать и оставаться в живых, избегнув и смерти от голода и гибели в лапах саблезубого тигра, - невероятно сложен. Мы им пользуемся в готовом виде и в мирных целях. Добыча - давно в супермаркетах, а то, насколько опасно за ней гоняться, покажут по телевизору.
Основной признак, по которому мы определяем направление к источнику звука, - разница во времени прихода первого фронта звуковой волны. Разница во времени появления сигнала в правом и левом ухе сопоставляется у нас в голове с расстоянием между ушами (наша голова знает и это!) и пересчитывается в градус азимута на добычу или саблезубого.
Дальше в работу вступают другие, вспомогательные механизмы, нужные при определении направления на источник сложного, хаотического шума. Здесь играет роль и амплитуда, и фаза сигнала, но все же важнее время вступления звуковой волны.
Когда мы изменяем баланс, то обманываем слух только в части частотного диапазона: на верхних частотах, где длина волны короче, чем у нас между ушами, направление на звук помогает установить соотношение амплитуд сигнала, пришедшего в "ближнее" ухо (напрямую) и в "дальнее", загороженное головой. Здесь баланс работает. А на средних частотах и ниже разница в амплитуде сокращается из-за дифракции, и на первое место выходит разность фаз сигнала. А ее-то балансом не поправишь. Результат в приложении к музыкальной тематике очевиден: кажущееся положение источника звука смещается в одной части диапазона частот и остается на месте - в другой. Звуковой образ становится расплывчатым и несфокусированным. А без регулировки - более сфокусированным, но сбитым в сторону ближайшего динамика." (с)

Точечный источник звука в виде идеального ширика - вещь хорошая, но в авто увы, невыполнимая. Нормальный концертный ширик, отрабатывающий весь диапазон это 10" - 12". И куды мы его впихнём? Вот и приходиться использовать многополосную акустику. Да ещё и с сабвуфером впридачу.
Чтобы обеспечить динамику приемлимые именно для него условия работы, ему нужно обеспечить акустическое оформление, и ограничить фильтрами рабочий диапазон частот. Неотфильтрованная пищалка сгорит, мидбас ниже частоты резонанса не играет, а пердит, выше, переходя в модальный режим - горбит.
Фильтрацию можно осуществлять пассивными фильтрами, как в домашке, но проще или програмно (dsp) или активными фильтрами.
А для этого придёться применять многополосное усиление - т.е. каждому динамику свой усилитель. Вот что я имел ввиду под многоканалкой, а не системы 5.1 и.т.п.
Rover вне форума   Ответить с цитированием