PDA

Просмотр полной версии : Подкиньте идею зимнего запуска )


AndyWasHere
09.12.2013, 11:07
Ребят, сложилась весьма интересная и не очень то приятая ситуация с моим компом. Надеюсь, кто нибудь подкинет какую-нибудь здравую идею.

Установлен M2-ATX и Intel D2500HN

Дело в том, что в таком сочетании PC упорно не хочет запускаться при низких температурах, когда напряжение питания сильно отклоняется от 12 В.

Как это выяглядит при низких температурах. Матплата успешно запускается от стороннего источника питания. M2-ATX спокойно себе вывозит простые нагрузки в виде лампочек и резисторов. Но если их срастить вместе, то система не стартует. Связано это видимо с тем, что БП в какой-то момент сбрасывает PWR_GOOD, а МП справедливо реагирует на это ресетом. Всю переферию безрезультатно отключал.

Однако если заглушить двигатель и опустить напряжение питания до 12+-0.5 В, то все спокойно пускается и дальше преспокойно работает.

Когда салон и БП прогревается, все спокойно пускается без такого секса.


Сразу замечу, что варианты с покупкой других БП и МП пока не рассматриваются.

Электролитические конденсаторы на БП перепаивал на получше, увеличивал и уменьшал емкости, безрезультатно.

Общий принцип работы M2-ATX понятен, PWR_GOOD подается микроконтроллером. Можно было бы его перешить, но это, согласитесь, сложно.


Дальше решение вижу такое -- запитать ПК от стабилизированного источника. В этом есть конечно нерациональность -- запитывать стабилизатор через стабилизатор как то нелепо, плюс такая стабилизация требуется всего лишь в течение полуминуты в зимнее время, а работать будет постоянно. Да и просто не хочется мутить сложные мудреные схемы.


Вобщем, хотелось бы почитать мнение людей, мб подкините идею как проще выйти из данного положения. Спасибо.

Trantor
09.12.2013, 16:29
Дело в том, что в таком сочетании PC упорно не хочет запускаться при низких температурах, когда напряжение питания сильно отклоняется от 12 В.

Однако если заглушить двигатель и опустить напряжение питания до 12+-0.5 В, то все спокойно пускается и дальше преспокойно работает.

Правильно ли я понял, что БП не кушает повышенное напряжение после запуска двигателя? Или не переживает провал во время запуска?

AndyWasHere
09.12.2013, 16:35
Первое, не кушает повышенное напряжение. А последующий запуск двигателя спокойно переживает.

Причем это точно не связано с особенностями моей бортсети, поскольку я тестировал систему на отдельном лабораторном блоке питания и она вела себя так же: не запускалась уже при 13В.


Кстати, пониженное (11В) также не переваривает.

Trantor
09.12.2013, 16:55
Причем это точно не связано с особенностями моей бортсети, поскольку я тестировал систему на отдельном лабораторном блоке питания и она вела себя так же: не запускалась уже при 13В.


Кстати, пониженное (11В) также не переваривает.

Как-то ненормально для БП CARPC иметь такой узкий диапазон стабилизации. Или это только в морозы? Может попробовать диод поставить на плюсовой провод чтоб немного понизить напряжение?

Либо попробовать другой БП.

AndyWasHere
09.12.2013, 17:16
Это только в холода, при -5 и ниже примерно проявляется
В теплую погоду нормально пускается в диапазоне 8..20 В.

Это обстоятельство не дает даже толком исследовать явление. Не буду же я на морозе с осциллографом и тестером плясать вокруг этой фигни. Я все же думаю, это как-то связано с режимом электролитических кондеев.


Но блин про диод ты прав ))) ведь можно двумя диодами понизить напряжение на полтора вольта и это вполне работоспособно будет. Либо резисторно-транзисторную понижайку организовать.

Попробывать другой БП вариант хороший. Можно и самому сделать. Но это все достаточно долгоиграющие вещи, а сейчас -20 уже, даже системник из под сидухи не вытащить.

Trantor
09.12.2013, 17:29
Это только в холода, при -5 и ниже примерно проявляется. Я все же думаю, это как-то связано с режимом электролитических кондеев.

Были бы в Москве, мог бы свой второй БП одолжить на-поиграться, но судя по погоде и по 27 региону - далековато Вы. Конденсаторы могут плохо себя вести и в материнской плате, правда не до конца ясно при чем тут повышенное напряжение.
Интересно, а вот если сначала запустить систему, а потом крутить двигатель (то есть садимся в машину, включаем зажигание, ждем запуска БП и только после этого крутить стартер), все нормально проходит? Или тоже не стартует?

AndyWasHere
09.12.2013, 17:53
то есть садимся в машину, включаем зажигание, ждем запуска БП и только после этого крутить стартер

запутались )... вот как раз так я и делаю сейчас, и это работает
а если вначале запустить двигатель, а затем начать загружать ПК, то не стартует

вобщем, сама процедура запуска двигателя не влияет на процесс. имеет значение только работает двигатель (14В) или остановлен (12В) при запуске ПК


само явление я связываю с тем, что M2-ATX представляет собой простенький DC-DC конвертор, и при резко возросшей нагрузке от запуска матплаты он просто слишком долго стабилизирует ds[jlyst напряжения и не дает сигнал PWR-GOOD. а стабилизировать с 12.5В до 12В проще, чем с 14 до 12. в последней мысли не уверен, ибо плохо знаю схемотехнику импульсных преобразователей

PS. 27 регион да, далековато :)

Trantor
09.12.2013, 18:04
Понятно.
Будет мороз у нас - попробую.

sirota
10.12.2013, 09:05
5 лет езжу с м2....проблемы возникают где то в диапозоне от минус 27 - и за 30, но и то по проблеме замерзания материнки или жесткого диска.

AndyWasHere
10.12.2013, 10:48
5 лет езжу с м2....

Очень рад за тебя

sirota
10.12.2013, 11:34
Очень рад за тебя

И я о том же, что не под того виновника копать начали.

Stasik
10.12.2013, 19:11
5 лет езжу с м2....проблемы возникают где то в диапозоне от минус 27 - и за 30, но и то по проблеме замерзания материнки или жесткого диска.
Аналогично! Дело не в БП, если конечно это оригинальный M2-ATX фирмы mini-box.com.
Скорее всего дело в мамке, никто и не гарантировал ее работу при отрицательных температурах.

С другой стороны если мамка под сиденьем, система должна прогреться через 5 минут и нормально работать.

При каких температурах это проявляется?

AndyWasHere
10.12.2013, 19:15
ребят, все ведь написано выше

дело не в БП и МП, они оба работают на холоде по отдельности
проявляется при -5 и ниже

и самое главное, я ведь не прошу искать первопричину, особенно на уровне "дело в МП/дело в БП". понятное дело, если заменить БП и МП, и еще переехать в теплые края, то наверное все заработает. я просил немного о другой помощи

DemonD
11.12.2013, 11:38
А если упростить - сделать задержку на запуск в зимнее время подольше - решит проблему? Дешево, и ничего лишнего не пилить) Вплоть до "вывести выключатель на торпеду" - рвать АСС на ночь принудиловкой, и уже после прогрева вручную запускать систему?

Trantor
11.12.2013, 12:29
ребят, все ведь написано выше

дело не в БП и МП, они оба работают на холоде по отдельности
проявляется при -5 и ниже

и самое главное, я ведь не прошу искать первопричину, особенно на уровне "дело в МП/дело в БП". понятное дело, если заменить БП и МП, и еще переехать в теплые края, то наверное все заработает. я просил немного о другой помощи
Слушайте, вот еще хотел предложить: в биосе выставить, чтоб плата запускалась сама при подаче напряжения, есть там такой параметр, что то типа boot up after power fault. У меня так домашний настроен: включил питание - он сам собой включился. Исхожу из предположения, что БП на момент подачи этой команды на плату сам при этом к запуску не готов, а вот чуть позже станет все нормально и мать сама стартанет.

AndyWasHere
11.12.2013, 16:05
А если упростить - сделать задержку на запуск в зимнее время подольше - решит проблему? Дешево, и ничего лишнего не пилить) Вплоть до "вывести выключатель на торпеду" - рвать АСС на ночь принудиловкой, и уже после прогрева вручную запускать систему?

Да, думал над принудительным прогревом. И даже 20 метров нихромовой проволки купил ) Но потом оценил масштаб секаса с учетом потенциального пожара в авто и от нихрома отказался.

Зато воздуховод, который идет в ноги задних пассажиров, завел в корпус ПК. Но вот сейчас в -20 полчаса нужно греть, чтобы он сам пускался. А в -30 будет совсем беда.

AndyWasHere
11.12.2013, 16:08
Слушайте, вот еще хотел предложить: в биосе выставить, чтоб плата запускалась сама при подаче напряжения, есть там такой параметр, что то типа boot up after power fault...

Да, интересная идея, хотя бы в порядке эксперимента попробую


Пока собрал транзисторно-резисторную сборку, которая понижает напряжение равно на 2В. Аккурат, чтобы пускался при заведенном двигателе. Если удачно испытаю, как временное решение пойдет. К следующей зиме буду более вменяемое решение искать.

Trantor
14.12.2013, 12:26
Еще идея в догонку: попробовать увеличить задержку на включение при подаче сигнала ACC.

AndyWasHere
14.12.2013, 12:30
ща провожу кое-какие эксперименты, отпишусь по результатам )

AndyWasHere
15.01.2014, 18:07
Апну темку. Поделюсь опытом, возможно, кому то это окажется полезным. Сразу скажу, что будет много подробностей электронного характера, иначе никак.

Замечу, что БП у меня конечно не M2-ATX, а китайский клон т.н. M2-ITPS. Впрочем, согласно сведений с буржуйских сайтов и сравнению фоток, он в точности повторяет схемотехнику оригинала, только прошивка микроконтроллера не самая свежая. Поэтому обладателям оригиналов инфа может оказаться полезной.

Кстати, в ходе исследования я встречал буржуйские темы, где люди прошивали и меняли микроконтроллер. Это может добавить БП ряд плезных функций.

Впрочем, ладно. Проблема зимнего запуска складывается, видимо, из каких то очень характерных особенностней БП и матплаты. Дело в том, что на БП есть 4 канала питания: +12, -12, +5, +3.3. При появлении сигнала PS_ON микроконтроллер (далее МК) подает включающие сигналы в каналы +12, -12 и +3.3. А канал +5 запускается после появления напряжения на канале +12. Кстати, сигнал POWER_OK прямо завязан на канал +5, что является кагбе дурным тоном в построении БП и может стоить кому-нибудь процессора.

Дык вот. По факту получалось так, что напряжение +3.3 формировалось в холодном БП гораздо раньше, чем +12 и +5. А матплата реагировала на это сбросом сигнала PS_ON и уходила в несознанку. Я пытался делать задержку включения кагнала +3.3, но мля, после этого матплата отказывалась запускаться уже на теплую.

Короче, я совершенно измучился и забил на решение проблемы, решил было поставить все назад как есть, просто запускать ПСКар при выключенном двигателе. Но...

Еще одна неприятная особенность этого БП. В нем есть т.н. режим hardoff, когда с материнской платы снимаются дежурные 5V. Работа этого режима регулируется перемычкой.

Что печально. Если дежурное напряжение оставлять, то система начинает потреблять совершенно неадекватные 0.15 А. При этом сама матплата потребляет, вероятно, не более 0.01 А, а остальное просто связано с низким КПД преобразования +12->+5, ведь для дежурного питания БП использует свой основной довольно мощный канал +5.

Но если дежурное напряжение убирать, устанавливая перемычку соотв образом, то система потребляет 0.05 А. Это также совсем не мало с учетом того, что никаких полезных процессов в это время вообще не происходит. Этот ток съедается внутренними цепями БП.

В условиях ночневки на улице при Т<-30, оставлять такое потребление просто губительно для утреннео запуска. Почесав репу, я сделал приспособу, которая полностью выключает питание системы после выключения компа.

И здесь наступило практически чудо. Эта приспособа совершенно случайно решила первую проблему. Комп стал успешно запускаться при жестких -30. Видимо, при одновременной подаче на БП +B и ACC проблема уходит. Такой вот интеерсный исход дела.


Вот. А что касается дежурных +5VSB. Они, конечно, нужны в принципе. Но лучше было бы сделать их от отдельного канала путем обычной линейной стабилизации напряжения с АКБ.

Jora
07.04.2014, 17:10
Ребят, сложилась весьма интересная и не очень то приятая ситуация с моим компом. Надеюсь, кто нибудь подкинет какую-нибудь здравую идею.
Могу подкинуть вот такую схему.R7 регулирует при какой температуре стартует комп.вместо переключателя S1 поставить реле и коммутировать его от аас.я себе встроил миниатюрную кнопку в замок зажигания.повернул ключ включается радио и усилок(отдельная схема) после как салон прогрелся стартует комп.вытащил ключ отрубился комп или что стоит в винде на кнопку действия по питанию.из деталей купил только полевик термистор и реле остальное выпаял из старых материнок.