PDA

Просмотр полной версии : Компьютер в Форд Фокус 2 - История одного проекта


Goodwin
03.12.2009, 12:22
Преамбула

Идея установить компьютер в машину пришла ко мне не сразу. Думаю, я тут не оригинален, многие из здесь присутствующих прошли этот этап тяжких размышлений "а нафига козе баян" :smile1:. Вроде бы идея интересная, и в то же время практически все нужные функции, которые можно возложить на комп, у меня так или иначе выполнялись другими девайсами, для этих функций предназначенными. КПК с установленными прогами решал вопрос с навигацией, магнитола с усилками и сабом - ответственна за музыку, фильмы смотреть - да некогда особо, разве что в пробках, которых с каждым днем все больше и больше :angry:, по инету серфить - так нетбук с Ваймаксом с собой почти всегда. Даже видеорегистратор стоял для отдельной задачи. Получается, что моих задач компьютер в машине не был нужен, по крайней мере, не было в нем жизненной необходимости.

Так я размышлял последние пару лет, когда вообще узнал, что люди ставят в машины компьютеры. Тем более у меня перед глазами был живой пример, когда товарищ, тоже рассекающий на ФФ2, поставил себе в машину CarPC. И наверно, я бы так и не решился на этот проект, если бы не видеорегистратор. Нет, сам по себе это вполне неплохой девайс (для справки скажу, что у меня стоял СВК-002 в связке с камерой Logitech QuickCam Pro for Notebooks) и с работой своей он справлялся. Но вот его ТТХ меня не очень устраивали, разрешение снимаемых им кадров в 640х480 было маловато, хотелось бы больше. Но поскольку на рынке из аналогичных решений в том же ценовом диапазоне выбор и сейчас небогат, я с этим девайсом мирился, да и зеленое земноводное мне нашептывало, что более производительный аппарат будет стоить уже под 20 тыс.р, а за эти деньги уже можно и компьютер собрать, который будет не только видеорегистрацией заниматься.

В общем, в один прекрасный момент я наткнулся на упоминание программы VideoRegistrator (http://videoreg.ho.ua/index.htm), которая работает с веб-камерами и позволяет организовать видеорегистрацию на компьютере. Скачал прогу, проверил, работает, причем на моем не самом мощном нетбуке с Целероном позволяет делать снимки разрешением до 1280х1024 с частотой до 5 кадров/с, что значительно превосходит возможности моего СВК-002. И тут я сломался, всерьез начал размышлять над проектом установки компа в машину и прикидывать бюджет и конфигурацию будущей системы. Для начала расписал свои задачи для CarPC в порядке убывания приоритетов:

1. Навигация (главным образом программы iGO8PC и OziExplorer);
2. Видеорегистрация (уже упоминавшаяся ранее прога VideoRegistrator либо другая аналогичная);
3. Музыка (главным образом, аудиокниги в МР3, прога - foobar2000 или встроенная во фронт-энд);
4. Видео (привык к МРС, но можно использовать и другие плееры);
5. Все остальное - при необходимости.

Вот под эти задачи и начал строить систему.

Конфигурация

Поскольку у меня уже был установлен автозвук на базе довольно неплохой CD-магнитолы Alpine с двумя усилителями и сабвуфером собственного изготовления (если интересно, фотки саба тут (http://photo.stream24.ru/users/Goodwin/173815), то решил, что эту систему трогать не буду, а комп буду подключать к магнитоле черех AUX вход, благо такой имеется. Первоначальная идея построить систему на базе нетбука была практически сразу же отвергнута. Протестированная прога видеорегистрации с выставленными максимальными настройками для камеры загружала мой нетбук примерно на 75-80%, а ведь надо было еще заложиться на ресурсы проца, которые потребуются программам навигации, фронт-энда и прочим. По тем же причинам вариант с компактным компом на базе Атома тоже отпал, ведь Атом при его меньшем энергопотреблении не намного производительнее Целерона (заранее надеваю каску, готовясь получать отпор от сторонников Атома :smile1:). Попробовал приспособить для проекта свой старый ноут 15" на полноценном десктопном камне П4, но ввиду громоздскости ноута и сложности с его апгрейдом этот вариант также был отвергнут. В конечном итоге, после тщательного изучения вопроса и подсчета цен на комплектующие, выкристаллизовалась следующая конфигурация моей системы, которая и была наконец-то реализована:

Материнская плата - Zotac NF610i-D-E (http://pden.zotac.com/index.php?page=shop.product_details&flypage=flypage_images.tpl&product_id=121&category_id=7&option=com_virtuemart&Itemid=1%22)
Процессор - Intel Pentium Dual-Core E5300 (2.60ГГц, 2МБ, 800МГц, EM64T) Socket775 (http://processorfinder.intel.com/details.aspx?sSpec=SLGTL)
Память - 2ГБ DDR2 SDRAM Kingston "ValueRAM" KVR800D2N5/2G (PC6400, 800МГц, CL5) (http://www.ec.kingston.com/ecom/configurator_new/PartsInfo.asp?root=russia&LinkBack=&ktcpartno=KVR800D2N5/2G)
Корпус - K3.2.1.o.6 из оргстекла под платы mini-ITX и M2-ATX (http://www.**************/index21.htm)
Кулеры - на проц установлен Cooler for CPU Akasa AK-CC044 (low profile) (S775) (http://www.akasa.co.uk/update.php?tpl=product/cpu.product.tpl&no=181&type=CPU%20coolers&type_sub=Low%20Profile&model=AK-CC044), с которого снят вентилятор, а другой вентилятор Cooler Master <R4-SPS-20AK-GP> Fan 80mm (SMART,80x80x15mm, 20дБ, 2000об/мин) (http://www.nix.ru/autocatalog/coolermaster/Cooler_Master_R4SPS20AKGP_Fan_80mm_80x80x15mm_2000 _85800.html) установлен на выдув в крышке корпуса. Сюда же добавил два вентилятора Gembird <D50BM-12AS> (SMART, ball, 5см Х 5см, 4500об/мин) (http://www.nix.ru/autocatalog/gembird/coolers/Gembird_D50BM12AS_ball_4500_50788.html), работающих на вдув, из которых один уже отключил из-за шума. Вполне возможно, что отключу и второй, шума вообще не будет, а температура проца снизится незначительно, проверял.
БП - Mini-box M2-ATX автомобильный (6-24V) 160W (http://www.mini-box.com/M2-ATX-160w-Intelligent-Automotive-DC-DC-Power-Supply?sc=8&category=981)
HDD - HDD 320 Gb SATA-II 300 Seagate Momentus 5400.6 <ST9320325AS> 2.5" 5400 rpm (первоначально планировал установить HDD с расширенным температурным диапазоном от Seagate на 40Гб, но потом, почитав на этом и родственном сайтах отзывы пользователей обычных ноутбучных винтов, решил, что для начала подойдет обычный HDD 2.5", который в целях экономии бюджета был выдран из внешнего переносного харда FreeAgentGo)
Клавиатура - Диалог Slim Mini KP-102BUH <USB> 88КЛ +USB Hub (http://www.dialoginvest.com/?mode=catalog&catalog=dkp&model=100235&pic=1&start=0&lang=ru&scheme=8&al=1) – для удобства настройки вне машины и для редкого подключения в машине
Веб-камера - Logitech QuickCam Pro for Notebooks Carl Zeiss optics (http://www.logitech.com/index.cfm/for_business/products/webcams_headsets/devices/4598&cl=ru,ru)
GPS-приемник - GlobalSat BU-353 (http://globalsat.ru/catalog/razdely_kataloga/gps_priemniki/58.html)
Монитор - LILLIPUT 889GL-NP/C/T с сенсорным экраном (http://www.lilliput.com.cn/en/productone.php?id=71)
USB-хаб - Orient <KE-700> USB2.0 Hub 7 port + Б.п (http://www.orientrus.ru/shop/UID_247.html)
Кабель-переходник для подключения к ГУ - Alpine KCA-235B (http://www.alpine-electronics.ru/products/details/accessoires/kca-235b.html)
Кабели, удлинители и прочая необходимая мелочевка.

С монитором тоже не все решилось сразу. Первоначально хотел обойтись малой кровью и установить 7” 1-din выдвижной монитор в свободное место 2-din панели, поменяв их местами с магнитолой. Но поскольку авто храню на улице под окном, а такой вариант по сравнению с встроенным монитором, на мой взгляд, обладает большей привлекательностью для несанкционированного демонтажа и последующей перепродажи местными нарками, было принято решение инсталлировать монитор в штатное место 2-din. Тем более что по своим габаритам 8” широкоформатный монитор туда идеально вписывается.

Сбор и установка компа

Собственно, первоначально салон выглядел так:

http://photos.streamphoto.ru/9/7/0/8d752f0efc6d4e8d0106085ae2b4a079.jpg

Как только конфигурация была определена, начал потихоньку закупать комплектующие. Параллельно с этим решал вопрос с магнитолой. Ее надо было перенести вниз, на место штатной розетки, которой тоже надо было найти новое место. В один прекрасный момент решил: "Что тут думать, резать надо" - взял нож и прорезал отверстие в нижней части торпеды. Тем самым отрезав себе все пути к отступлению. Перенести туда магнитолу было делом техники:

http://photos.streamphoto.ru/8/d/b/9d589a7501c6ee8b72aab09683171bd8.jpg

http://photos.streamphoto.ru/9/6/e/738d5f1649d3d240155cf1291edd0e69.jpg

А вот с рамкой вокруг пришлось повозиться. Выпилил из 16мм фанеры рамку, обтянул ее серым винилом, воткнул, привернул саморезами. Получилось вот так, на мой взгляд, вполне неплохо и выглядит почти как штатное место:

http://photos.streamphoto.ru/d/d/e/cfeaee8b79de9754abb451a03ee6dedd.jpg

http://photos.streamphoto.ru/a/9/9/f8cbf5b043dabf4df60f02a72a14399a.jpg

Там же видна 3-х позиционная кнопка включения компьютера, врезанная в штатную заглушку. Верхнее положение кнопки – питание на комп, а от него на монитор и хаб подается/снимается поворотом ключа в замке зажигания, среднее положение – питания нет, все выключено, нижнее положение – все включено и работает независимо от наличия/отсутствия ключа в замке зажигания.

Розетке нашлось место в кармашке рядом с рычагом АКПП. От попадания мусора в периоды простоя ее защищает штатное резиновое корытце.

http://photos.streamphoto.ru/8/9/2/56000c4b5b3b92d6ca28457873398298.jpg

Корпус из оргстекла под МП Mini-ITX был куплен у Stasik'а. У него же был куплен переходник питания для подключения компа к обычному БП АТХ для удобства установки и настройки софта на столе.

http://photos.streamphoto.ru/e/e/5/825bf628e6d953532497e1bc55a4b5ee.jpg

Корпус был слегка доработан, к нему были привинчены лапки для крепления к полу. В итоге после сборки компьютер приобрел такой вид.

http://photos.streamphoto.ru/c/d/b/654e992f819dda0619e4367bd0bc6bdc.jpg

http://photos.streamphoto.ru/f/b/b/d776dc65254a12f277187f41a6daebbf.jpg

http://photos.streamphoto.ru/8/1/9/f4b822db47700e7d6a8a7797e1c7b918.jpg

http://photos.streamphoto.ru/6/b/9/4ae3ab2a716ac48cd5fc1986aff9c9b6.jpg

С самого начала проекта место для компа было определено однозначно – под передним пассажирским сиденьем. Места там в ФФ2 достаточно, рядом проходит силовой кабель для питания усилителей. В районе задней стойки мной в свое время был предусмотрительно установлен дистрибьютор, от которого проводом 4 мм2 через предохранитель 20А и был запитан комп. Для этого пришлось собрать колодку, с помощью которой в корпус были поданы "+" и "-" сети 12В питания машины, "+" и "-" сети 12В питания монитора, "+" и общий с монитором "-" сети 5В питания USB-хаба.

http://photos.streamphoto.ru/6/0/5/47af7a778fa24910358b825dc92a4506.jpg

Для установки самого компьютера из фанеры был сделан подиум, который был обтянут карпетом и установлен под сиденье на липучках. Тем самым обеспечивается надежное крепление компа в машине, воздуховод к ногам задних пассажиров остался на месте, а сам компьютер можно легко снимать и ставить обратно под сиденье, достаточно только отдать 4 барашковые гайки.

http://photos.streamphoto.ru/7/5/a/1e3932f7f2c5a998d5acb81d055afa57.jpg

http://photos.streamphoto.ru/f/b/7/34e1fdc3ff0e707ac40219cf9fedf7bf.jpg

http://photos.streamphoto.ru/6/d/b/ec0e92009f27c24c3374a8de453a6bd6.jpg

http://photos.streamphoto.ru/a/a/9/88ab9d57dfe42c0f76d6806f41c789aa.jpg

Все провода питания, провод VGA и удлинители USB были проложены в разрезных гофрах под ковриком по внутренним сторонам тоннеля и порога, минусовой провод питания также сечением 4 мм2 был дотянут до общей с усилителями точки в багажнике.

USB-хаб нашел свое место в бардачке

http://photos.streamphoto.ru/6/2/b/69cabb831b50557ca8b5e3be59318b26.jpg

GPS-приемник притаился в углу лобового стекла в месте, свободном от нитей обогрева стекла, работает там без проблем

http://photos.streamphoto.ru/9/2/b/56aa5f29a1cdfe09f9868fb5ee03bb29.jpg

Клава, которую подключаю к USB-хабу

http://photos.streamphoto.ru/f/7/3/c88237065a2a8a3801424fa810b6737f.jpg

Веб-камера уже стояла и работала ранее с коробочкой СВК-002, ее пришлось только переподключить к компьютеру. На удивление, заработала без доп. питания на USB удлинителе длиной 3м.

http://photos.streamphoto.ru/f/3/1/db96af164b434b339aa02bb7e110e13f.jpg

Собственно, на этом треть проекта была закончена.

Далее последовал этап установки ОС и софта, их настройки и экспериментов с фронт-эндом. Для этого у сисадминов на работе были взяты на время экспериментов небольшой монитор (мой монитор еще пока только ехал ко мне из далекого Гонконга), БП ATX и нужные провода. Думаю, об этом этапе писать особо нечего, все тривиально, разве что скажу, что в качестве фронт-энда я пока остановился на Centrafuse.

Собранный компьютер был установлен в машину, подключен к сети, к нему был подключен полученный с почты монитор. Первое включение не обошлось без эксцессов. Поскольку трехпозиционная кнопка еще не была установлена на постоянку, к ней были подключены только два провода – управляющий "+" с БП и постоянный "+" 12В сети питания авто. Так вот все установил, щелкаю тумблером кнопки, жду 5 сек – и ничего :dntknw:. Комп не включился. Попробовал еще раз, опять не включился. Тут я начинаю лихорадочно соображать, где я накосячил с проводкой, мог перепутать полярность и что-нибудь пожечь. Наконец в порыве отчаяния щелкаю тумблером в противоположное крайнее положение и – о чудо :tease:– все заработало, комп включился, пошла загрузка Винды. В общем, я просто перепутал крайние выводы кнопки при подключении :rofl:. В итоге все оказалось в порядке, система загрузилась. Единственное, что меня немного огорчило, так это то, что на экране на темном фоне были видны горизонтальные плавающие полосы. Чтобы избавиться от них, попробовал врезать в цепь питания монитора небольшой дроссель, взятый со шнурка питания монитора от прикуривателя. Полоски остались, но стали практически незаметны. На этом я успокоился и приступил к следующему этапу.

Установка монитора

Опять же, после долгих раздумий, оценки своих навыков работы руками и готовности семьи терпеть по вечерам и в выходные шум и пыль от дремеля, ароматы шпатлевки, грунтовки и краски :smile1:, было принято решение доверить столь ответственный этап инсталляции монитора в рамку торпеды специально обученным для таких работ людям. Хотелось, чтобы рамка выглядела на все 100%, ведь монитор в рамке всегда на первом плане и должен выглядеть не по-колхозному. Выбор пал на присутствующего на данном ресурсе Boch (http://forum.pccar.ru/showthread.php?t=7389)’а, который и выполнил эти работы весьма качественно. Изготовление рамки заняло почти 2 недели, но результат меня вполне устроил. Несмотря на несколько мелких косячков, работа была сделана хорошо.

http://photos.streamphoto.ru/7/2/8/399a8e67a054b4ae145082afab4d3827.jpg

http://photos.streamphoto.ru/d/4/9/099b354510d68760d23336b08b5f494d.jpg

Готовая к покраске рамка

http://photos.streamphoto.ru/b/7/0/cbaccf7b3279313b51508a9569d1507b.jpg

Далее я установил монитор и плату в покрашенную рамку

http://photos.streamphoto.ru/e/0/6/fb19e61b5aa62fe427e2d948df82f60e.jpg

Над креплением платы тоже пришлось поломать голову (в общем, не проект, а сплошная головоломка :smile1:). Но благодаря вмурованным по моей просьбе в рамку шпилькам удалось навесить на нее плату на полосках жести. Пока это временное решение, возможно позже переделаю, но в тот момент лучших идей в моей голове не нашлось.

http://photos.streamphoto.ru/e/e/9/b59ebfcc604f02be3d5e82bfe0dfc9ee.jpg

Ну и наконец, после установки рамки с монитором в машину получилось вот что

http://photos.streamphoto.ru/9/d/2/6a80a75122c06e097b72316a967582d9.jpg

А вот компьютер в работе

http://photos.streamphoto.ru/a/e/6/fd10012c3df122dd3cfe0766e1e416ea.jpg

http://photos.streamphoto.ru/6/8/f/8f7fed864821a05b4b8b402f773aef86.jpg

http://photos.streamphoto.ru/f/e/5/e908e6461aace4a793c24167295e45ef.jpg

Ну и общий план

http://photos.streamphoto.ru/f/3/2/e0db24bda3f2e05f744242c75605523f.jpg

Все, на этом проект я посчитал временно приостановленным. Наступил приятный период эксплуатации :smile1:. Хотя есть еще над чем поработать, Центрифуга еще требует некоторой доводки, да программа видеорегистрации еще иногда глючит, в целом считаю, что я добился поставленных целей.

В дальнейших планах замена камеры на более производительную, установка второй камеры для обзора назад да вывод фотоприемника монитора на удлинителе куда-нибудь в воздуховод торпеды для возможности управления экраном с ПДУ.

Благодарности

Выражаю свою благодарность:

- SBorovkov’у – за первоначальный толчок в направлении темы CarPC и консультации по общим вопросам;
- Stasik'у – за прекрасный корпус и ценные советы по сборке компа;
- Boch’у и сотрудникам http://www.flockart.ru – за инсталляцию монитора в штатную рамку торпеды;
- админам и посетителям этого и родственного ресурсов – за обширные материалы по теме и богатую коллекцию реализованных проектов;
- всем осилившим чтение этого пространного опуса – за терпение :smile1:.

Готов ответить на вопросы, если таковые будут.

Gorynch
03.12.2009, 13:42
Проект хорош :)
А задние пассажиры ногами провода-разъёмы не ломают?

Goodwin
03.12.2009, 20:54
Проект хорош :)
А задние пассажиры ногами провода-разъёмы не ломают?

Забавно, ты уже второй, кто спросил об этом. На фотке видно, что сиденье выдвинуто максимально вперед для лучшего обозрения системника. А на практике пассажир туда ногами не особо достает, разве что если очень захочет. Но я таких пассажиров буду высаживать :angry:. К тому же на том месте чаще всего ездит дочка в своем кресле, а она ногами пока туда еще долго доставать не будет :smile2:.

mcf1
04.12.2009, 00:17
Забавно, ты уже второй, кто спросил об этом. а я буду третьим ))) просто такой просчет сильно бросился в глаза, на общем фоне достойной инсталляции.
а что помешало установить системник разъемами в бок, или же вперед. более безопасно было бы.

Goodwin
04.12.2009, 01:10
а я буду третьим )))
Не-а, четвертым :big:.

просто такой просчет сильно бросился в глаза, на общем фоне достойной инсталляции.
Согласен со всеми, просчет имеет место быть. Но как я уже объяснял, некритичный. Завтра попробую сфотать тот же ракурс, но с нормально отодвинутым сиденьем. Увидите, что не все так плохо.

а что помешало установить системник разъемами в бок, или же вперед. более безопасно было бы.
Наверно, просто торопился. У меня своего гаража нет, делал все у отца в гараже, а к его расписанию приходилось подстраиваться, времени мало было. Вот и поторопился, забыл про то, что VGA-разъем такой здоровый, не было его в момент изготовления подиума под рукой. А когда все сделал, начал уже устанавливать комп, переделывать уже рука не поднялась.

Самое забавное, что вроде все продумал заранее, все приготовил, провода проложил, ковер и пороги на место вернул, сиденье прикрутил. И вдруг понимаю, что один тоненький проводок на AUX вход магнитолы проложить забыл. Пришлось по новой все частично разбирать :angry:, не бросать же его поверх ковра.

SBorovkov
04.12.2009, 05:26
Ай, маладца! Мимо такого количества граблей прошел, приятно посмотреть!
А компьютер повернуть потом можно будет без проблем, если потребуется.

Vl@dK
04.12.2009, 10:19
между бардачком и торпедой, за корытом пассажирской подушки безопасности есть отличное место для установки мини-itx в чипдиповском корпусе. У меня именно там стоит, ни одного провода и разъема снаружи не болтается.
Имхо комп под сиденьем это решение исключительно от безысходности.

Vl@dK
04.12.2009, 10:25
Не знаю как М2, а Е10000, стоящий у меня в фокусе, высаживает аккумулятор в 3 дня. Для защиты я организовал простенькую схемку на реле с управлением от плюса выключателя лампы подсветки бардачка. При засыпании авто эта цепь обесточивается и реле размыкает +12 питание БП.

Goodwin
04.12.2009, 18:45
Ай, маладца! Мимо такого количества граблей прошел, приятно посмотреть!
Грабли обходил в том числе и благодаря твоим консультациям. Так что спасибо за советы!

А компьютер повернуть потом можно будет без проблем, если потребуется.
Да, можно. Главное проверить, хватит ли длины провода питания и VGA, я их в обрез проложил. Хотя, при повороте на 180 градусов точно должно хватить. Но там другая проблема, VGA-разъем может упереться в поперечное ребро жесткости пола. В общем, надо подумать, как с наименьшим гимором это сделать.

Имхо комп под сиденьем это решение исключительно от безысходности.
Не согласен. Если он там не мешает, то почему бы и нет. Глаза не мозолит, при этом легко доступен для подключения периферии и демонтажа при необходимости.

И потом, у меня не было цели сделать идеальный образцовый проект. Была задача, она решена, и по моему, вполне изящно. Тем более это мой первый проект и хотелось успеть закончить его до зимы. Кто же знал, что зимы в этом году, похоже, совсем не будет.

Не знаю как М2, а Е10000, стоящий у меня в фокусе, высаживает аккумулятор в 3 дня.
Я на машине езжу каждый день, подолгу она не простаивает, поэтому пока с такой проблемой не сталкивался. Комп каждый раз отправляю в спящий режим, а не в ждущий. Не думаю, что в этом режиме идет большое энергопотребление. Ну а появятся сложности - теперь буду знать, к кому обращаться за схемой :derisive:. Кстати, можно ссылку на проект, если не сложно?

Vl@dK
05.12.2009, 22:54
Кстати, можно ссылку на проект, если не сложно?
Мне очень, очень стыдно, но никак не могу собраться с силами и наконец выложить оба проекта сюда. Желание сделать это не стыкуется с наличием свободного времени... ну или наоборот :)

Goodwin
07.12.2009, 22:09
Мне очень, очень стыдно, но никак не могу собраться с силами и наконец выложить оба проекта сюда. Желание сделать это не стыкуется с наличием свободного времени... ну или наоборот :)
А жаль, я перед тем, как делать свой проект, просмотрел здесь все проекты с Фокусами. Вот посмотрел бы твой проект, глядишь, и поместил бы комп за подушкой, раз это реально. А так мне это даже в голову не пришло, не ставил задачей максимально все запрятать.

Vl@dK
27.12.2009, 13:38
темка на ффклубе и мои пять копеек http://ffclub.ru/topic/17859/2465618/

Goodwin
30.12.2009, 12:34
темка на ффклубе и мои пять копеек http://ffclub.ru/topic/17859/2465618/
Спасибо за ссылку. Читал эту тему раньше, еще когда свой проект обдумывал. Видно, не обратил внимания именно на твой проект.